ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

10.01.2023

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в школе

11.01.2023

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в школе

Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.    

Сегодня дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые. Особенно в период, когда имеет место обучение в школах. Ежегодно на дорогах страны под колесами автомобилей погибает более тысячи и получают ранения около 20 тысяч детей. Эти цифры заставляют задуматься любого человека, ведь за каждым таким случаем стоит жизнь или здоровье ребенка.

К сожалению, никто из нас не застрахован от несчастья на дорогах, тем более дети, но все же, имея определенные навыки безопасного поведения на улице, можно снизить риск несчастного случая.

На современном этапе ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом вызывает особую тревогу. Аналитические данные по ДДТТ свидетельствуют о росте дорожных происшествий с участием детей, о снижении культуры водителей, которые позволяют себе садиться пьяными за руль. Вопросы дорожной безопасности постоянно привлекают общественное внимание, и отрадно, что на уровне правительства постоянно разрабатываются программы, имеющие целью снизить уровень дорожно-транспортного травматизма. За последние годы произошло значительное ужесточение штрафов за нарушение ПДД, но картина на дорогах продолжает оставаться пугающей. Анализ происшествий показал, что нашим детям опасно быть участниками дорожного движения и в качестве пешеходов, и в качестве пассажиров.

Проблема безопасного поведения на дорогах, на наш взгляд, лежит в сфере нравственного выбора человека. Статистика дорожного травматизма снизится только тогда, когда в каждом человеке будет заложена осознанная потребность ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не нарушать правила дорожного движения. То есть, речь прежде всего должна идти о воспитании ответственного гражданина с активной жизненной позицией, не позволяющей ему нарушать закон самому и позволять это делать окружающим.

В нашей школе работа по профилактике ДДТТ строится именно на таком понимании проблемы.

На протяжении более чем пятнадцати лет в школе проводится комплексная систематическая работа по профилактике ДДТТ, целью которой является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Основывается работа на нормативно-правовом обеспечении, постоянном совершенствовании методической базы и системы управления и контроля, а также мониторинга результатов.

Сформировавшаяся за годы программа работы базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ относительно всех субъектов образовательного процесса и направлена на решение следующих задач:

·        Предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

·         сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

·        применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;

·        поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;

·        использовать материально-технический потенциал школы и особенности воспитательной системы образовательного учреждения для обучения безопасному поведению на дороге и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школы по профилактике ДДТТ составляет:

На федеральном уровне

1. Закон «Об образовании» в последней редакции

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Правила дорожного движения

4. Федеральные целевые программы повышения безопасности дорожного движения

На региональном уровне

5. Приказы управления образования и науки Амурской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по профилактике ДДТТ

6. Областная целевая программа повышения безопасности дорожного движения.

На муниципальном уровне

7. Приказы   районного отдела образования, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике ДДТТ

На школьном уровне

8. Устав образовательного учреждения

9. Учебные программы по ОБЖ и окружающему миру

10. Учебный план школы

11. План воспитательной работы школы

12. Комплексная программа «Здоровье»

13. План работы школы по профилактике ДДТТХочу такой сайт

14. Программа внеурочной деятельности ЮИД

15. Совместный план с ОГИБДД по профилактике ДДТТ

Структура управления построена таким образом, что к вопросам дорожной безопасности приковано постоянное внимание на всех уровнях. Ежегодно о работе по профилактике ДДТТ руководитель  школы докладывает на заседании школьного управляющего совета, педагогического совета, общешкольных родительских собраниях. 

Организация и содержание профилактической работы с обучающимися

    Работа с обучающимися строится с учетом возрастных особенностей детей. Обучение ПДД ведется с применением различных форм (индивидуальная работа, фронтальное или групповое обучение) и методов (словесный, наглядный, практический) работы.

      Основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах являются классные часы и внеклассная работа.

В течение учебного года учителями начальных классов организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр, а также конкурсы творческих работ по тематике дорожной безопасности «Дорога и мы».

    В классах средней и старшей школы классными руководителями проводятся ежемесячные профилактические беседы с обучающимися в соответствии с планами воспитательной работы, разработанными на учебный год.

    В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

Перед каникулами в школе проводятся беседы по ПДД, целью которых является воспитание у обучающихся школы и их родителей ответственного отношения к поведению на дороге в каникулярное время.

Организация и содержание профилактической работы с родителями.

         Одним из важнейших направлений деятельности школы по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. В школе разработан план работы с родителями по теоретическому и практическому направлениям, имеющий целью поддержать у родителей обучающихся интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Организуя учебно-воспитательный процесс с обучающимися, учителя начальной школы и классные руководители среднего звена совместно с учителем ОБЖ методически обеспечивают и работу с родителями. В своей работе мы применяем следующие основные формы занятий:

·                   лекции;

·                   проведение тематических бесед;

·                   вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности);

·                   индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

При беседах с родителями мы даем следующие установки:

·                   постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, детских площадках и т.д.;

·                   при переходе через дорогу крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного перехода и др.

Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убедить их в необходимости оказывать помощь школьникам дома в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью при выполнении домашних заданий.

Даем советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.

Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и, находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также, при участии родителей в качестве партнеров своих детей, в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).

Организация и содержание профилактической работы с педагогами.

Для того чтобы научить, самим тоже нужно учиться. В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится методическая работа с педагогами по проведению занятий по правилам дорожного движения. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на научно-методическом совете школы, методическом объединении классных руководителей, учителей-предметников.

В нашей школе разработаны методические рекомендации для учителей, классных руководителей по проведению профилактических бесед с младшими школьниками перед каникулами и после них.

Согласно общешкольному плану работы с педагогическим коллективом проводятся:

·                   тематические и организационные педагогические советы;

·                   семинары для учителей начального звена и классных руководителей по профилактике ДДТТ.

Одна из форм работы с педагогами – индивидуальные беседы. Методическая помощь оказывается при составлении плана работы в классе по ПДДТТ.

Система работы в школе по профилактике ДДТТ и преподавание курса ОБЖ способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретения навыка безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы в этом направлении является отсутствие дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся школы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».